Ссылка на официальный сайт
В течение многих лет наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определенные знания в области экологии - цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми,
- работа с педагогами,
работа с родителями
За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:
- формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;
- совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения;
- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности;
- пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания в семье
Развивающая экологическая среда в детском саду:
- зимний сад;
- уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
- экологическая тропа;
- учебно-наглядные пособия.
Календарь экологических дат 2017
2010-2020 - Десятилетие ООН, посвященное пустыням и борьбе с опустыниванием
2011-2020 - Десятилетие биоразнообразия
Январь
11 - День заповедников и национальных парков (с 1997г.)
29 - День мобилизации против угрозы ядерной войны (с 1985г.)
Февраль
1 - Дни памяти погибших защитников животных (с 2009г.)
2 - Всемирный день водно-болотных угодий (с 1971г.)
19 - Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) (с 1986г.)
Март
1 - Всемирный день кошек
3 – Всемирный день дикой природы
14 - Международный день действий против плотин в защиту Рек, Воды и Жизни (с 1998г.)
15 - Международный день защиты бельков (с 1986г.)
20 - День Земли (с 1971г.)
21 - Международный день леса (с 1971г.)
22 - Всемирный день водных ресурсов (День воды)
22 - Международный день Балтийского моря (с 1986г.)
23 - Всемирный метеорологический день и День
работников Гидрометеорологической службы
России (с 1961г.)
Апрель
1 - День птиц (с 1994г.)
7 - Всемирный день охраны здоровья (с 1948г.)
12 – образован природный парк «Гагаринский» ( 2007 г.)
15 - День экологических знаний (в рамках экологических дней)
15 – Создан Национальный парк «Смоленское Поозерье» (с 1992г.)
18 – Международный День охраны памятников и исторических мест (с 1984 г.)
19 - День подснежника (с 1984г.) Операция «Первоцвет» в России
22 - Всемирный день Земли (международная экологическая акция) с 1990 г. в России апрель - Марш парков (Международная акция по оказанию поддержки особо охраняемым природным территориям России и сопредельных стран)
24 - Всемирный день защиты лабораторных животных (с 1979г.)
26 - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (с 1986г.)
28 - День борьбы за права человека от химической опасности (День химической безопасности) (с 1997г.)
Май
3 - День солнца (с 1994г.)
Вторая суббота - Всероссийский день посадки леса (с 2011г.)
12 - День экологического образования (с 1992г.)
15 - Международный день климата (с 1992г.)
15 мая -15 июня - Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов (по инициативе Российской сети рек)
20 - День Волги (с 2008г.)
22 - Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли)
31 - Всемирный день без табака (Всемирный день против курения) (с 1988г.)
Июнь
Первый выходной - Международный день очистки водоемов (с 1995г.)
5 - Всемирный день охраны окружающей среды (с 1972г.)
5 - День эколога (с 2007г.)
8 - Всемирный день океанов (с 1992г.)
15 - День создания юннатского движения в России
17 - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухами (с 1995г.)
21 – Международный день цветка
27 - Всемирный день рыболовства (с 1985г.)
Июль
4 – Международный день дельфинов – пленников (с 2007г)
11 - Международный день народонаселения (с 1989г.)
Второе воскресенье - День действий против рыбной ловли
23 - Всемирный день китов и дельфинов (с 1986г.)
Август
6 - Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия (День Хиросимы)
9 – Всемирный день коренных малочисленных народов мира
Третья суббота - Международный День бездомных животных
26 – День Байкала
Сентябрь
Второе воскресенье - Всемирный день журавля
11 - День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF) (с 1961г.)
15 - День рождения Гринпис (с 1971г.)
Третье воскресенье - День работников леса, Российский День леса (с 1980г.)
16 - Международный день охраны озонового слоя (с 1994г.)
22 - День без автомобиля. Европейский день пешеходов (с 1998г.)
27 - Всемирный день туризма (с 1979г.)
Последняя неделя - Всемирный день моря (с 1978г.)
Неделя в сентябре – Всемирная акция « Очистим планету от мусора»
Октябрь
Первые выходные октября - Международные дни наблюдения птиц
1 - Всемирный вегетарианский день (с 1977г.)
2 - Всемирный день сельскохозяйственных животных
4 - Всемирный день защиты животных (в России с 2000г.)
5 - День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. Всемирный союз охраны природы)
6 - Всемирный день охраны мест обитания (с 1979г.)
Вторая среда - Международный день по уменьшению опасности стихийных действий (с 1999г.)
14 - День работников государственных природных заповедников (с 1999г.)
31 - Международный день Черного моря (с 1978г.)
Ноябрь
1 - День образования Российского экологического союза
6 - Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны
и вооруженных конфликтов
9 - День антиядерных акций
11 - Международный день энергосбережения (с 2008г.)
12 - Синичкин день (Исконно русский праздник - День встречи зимующих птиц)
Декабрь
3 - Международный день борьбы с пестицидами (с 1984г.)
5 - Международный день добровольца (волонтера) (с 1985г.)
10 - Международный день акций за принятии Декларации прав животных
11 - Международный день гор (с 2003г.)
15 - День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) (1972 г.)
29 - Международный день биологического разнообразия (с 1994г.)
"Экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста"
«ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.
«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
«МОЁ ОБЛАКО».
Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы.
Ход игры. Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.
«НАСЕКОМЫЕ».
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха), и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т.д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Цель. Закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т.д.).
«ДА ИЛИ НЕТ».
Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?
А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -
Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?
«ЦВЕТЫ».
Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.
«РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ».
Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
«ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ».
Цель. Учить детей сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.
«ОХОТНИК».
Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.
«УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ».
Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.
Ход игры. Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
«БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом).
Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«НАЙДИ ПАРУ».
Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность.
Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.
«ЛЕСНИК».
Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды и семена).
Ход игры. Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов), давайте наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
«КТО ГДЕ ЖИВЁТ».
Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).
Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.
«НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные).
Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.
Во втором варианте игры рекомендуется использовать названия животных.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.
«КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»
Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.
Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)
Цель. Закреплять знания о многообразии растений.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д.
«ХОРОШО – ПЛОХО».
Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.
«ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»
Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Ход игры. Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит детей отвечать «да», если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет», если это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.
«ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»
Цель. Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.
Ход игры. Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы?...уничтожить бабочек?»
«НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ».
Цель. Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.
Ход игры. Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.